Поиск по этому блогу

воскресенье, 20 мая 2012 г.

Учимся вместе! Учились дети – учились преподаватели…


(Авторы: Н.В. Щербатых, И.В. Телегина)

Подходит к концу учебный год, который оказался очень значимым для нас – преподавателей и учащихся, принявших участие в экспериментальной апробации модели «1 ученик : 1 компьютер».
И сегодня впечатлениями о своей работе делится учитель химии высшей категории Наталья Викторовна Щербатых. В эксперименте ее активно поддержали учащиеся 9-Б класса.

Чему же они научились? 
Такой вопрос мы задали Наталье Викторовне первым. Вот ее ответы на этот вопрос и другие...


Во-первых, учащиеся получили возможность качественно иначе оформлять отчеты по практическим работам. Была поставлена дидактическая задача опосредованного формирования навыков подготовки комбинированного документа, включающего разнородные объекты: фотографии, таблицы, формулы, схемы (т.е. различные знаковые модели), видеоролики опытов, которые предлагались на практических работах. 

В режиме работы с нетбуками проведено три практические работы:

  • Практическая работа №1 «Влияние различных факторов на скорость химических реакций» 
  • Практическая работа №2 « Решение экспериментальных задач» 
  • Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним» 


Что дал такой вид деятельности?
Так как химия – наука экспериментальная, то практические работы уже сами по себе стимулируют познавательную активность школьника. Но когда свой эксперимент можно еще и снимать (школьник выступает и в роли режиссера, и в роли оператора), и фотографировать, то это просто огромный толчок к тому, чтобы сделать работу не так как у всех, а «с изюминкой»...


Какие возникли организационные сложности? Как решались проблемы?
Конечно, при проведении таких практических работ один учитель не может справиться с таким объемом работ (особенно на первых порах ребятам требовалась технологическая помощь). Поэтому на помощь приходят ученики, которые активно включились в работу как тьюторы и оказывали помощь своим одноклассникам.


Что впечатлило учащихся больше всего?
Конечно, сервисы Web 2.0. Девятиклассники освоили новые для них сервисы построения ментальных карт (http://www.mindmeister.com/ru) и лент времени  (http://www.dipity.com/ru). Коллективно мы создали целую коллекцию ментальных карт и лент времени при обобщении темы «Неметаллы». Работа с новыми сервисами очень увлекла. Это новая форма представления знания… Кстати, ребята самостоятельно выбирали тему.


Продукты своей деятельности ребята представили всему классу:





Следует отметить, что тема «Неметаллы» в теоретическом плане очень сложная, т.к. включает в себя  достаточно большой объем материала, который с большим трудом запоминают учащиеся. Она включает строение, физические и химические свойства, способы получения, применение неметаллов и их соединений.
Ментальные карты позволили обобщить материал, изученный на уроках химии, используя при этом различные информационные источники  (иллюстрации, видеоролики с опытами, демонстрациями получения и применения веществ); в схематичной форме его структурировать.

Как Вы думаете, опыт работы с ментальными картами и лентами времени пригодится им в будущем?
Бесспорно! Это же  навыки  надпредметной деятельности! Навыки, полученные от такого вида деятельности, могут применяться в различных областях научного познания школьника.  Как результат применения своих навыков в другой области   - это создания ленты времени для классного часа «Самарские судьбы».



Что бы Вы еще хотели отметить?


Я хочу акцентировать внимание на том, что ребята поняли и приняли принципы коллективной работы с Google-документами. Мы уже писали об их значении для мировоззрения школьников, когда, например, таблица является «местом сбора» примеров из практической деятельности, уникальных фактов, интересных ссылок на ресурсы сети Интернет. Но сейчас хочу сказать, что особой популярностью пользовались Google-анкеты. После того, как ребята выполнили тест по теме  «Углеводороды», они проявили желание самостоятельно конструировать такие опросники.


Такой вид деятельности позволил учащимся не только освоить новый сервис, но и систематизировать знания по теме «Металлы». Отбирая содержание и выбирая форму вопроса, учащиеся еще глубже погружаются  в предметное поле проблемы, сравнивают, обобщают, анализируют нюансы… Кроме того, дополнительной мотивацией является социальная значимость создаваемого продукта, поскольку тест после проверки учителем предлагается одноклассникам.

А что для Вас было самым приятным?
Самое приятное – это общение в сети Интернет со своими учащимися. И я не лукавлю, если скажу, что мы стали ближе друг к другу… Правда, наш блог еще только начинает жить. И мне предстоит многому еще научиться в плане его оформления, импорта работ учащихся… Но мне приятно, что на блоге ребята делились своими впечатлениями от выполнения практических работ, вели беседу о том, как помогают им нетбуки, выступили с предложением создать голосование по лучшим работам….
На мой взгляд, такой вид деятельности формирует прежде всего навыки письменной сетевой коммуникации, умение общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы, умение творчески подходить к поставленным задачам.

Ну и общее впечатления...
Потрясающие! Мы (преподаватели) выросли вместе со своими учениками! По-моему мои ученики оценили мое желание работать по-новому... Думаю, что их доверие дорогого стоит!

Комментариев нет:

Отправить комментарий