Поиск по этому блогу

пятница, 21 декабря 2012 г.

Готовимся к ГИА по обществознанию...

(Авторы: Шелковская С.В., Телегина И.В.)

Очень часто, общаясь со школьными учителями на различных конференция, семинарах и т.п. на предмет необходимости использования средств ИКТ, изначально наталкиваешься на стену НЕПОНИМАНИЯ. Аргумент один:  «У нас же ГИА/ЕГЭ!». Из подобных реплик следует вывод, мы (те, кто имеет отношение и к повышению квалификации, и к ИКТ) «пропагандируем» ИКТ ради ИКТ (ну, может, еще для мотивации), но не для практической деятельности, которая, прежде всего,  расширяла бы поле предметных знаний ученика, включала его в работу по освоению нового знания, закреплению и переосмыслению учебного материала. При этом все внимание педагогов, когда речь идет о ГИА и ЕГЭ, сосредоточено ТОЛЬКО на предметных материалах. Хотя, наверное, давно пора осознать, что если у школьника не сформированы регулятивные универсальные учебные действия, то априори ни о какой УСПЕШНОЙ (я говорю о высоких баллах) сдаче ЕГЭ не может идти речи в принципе… Ведь, как правило, выполняя задания части С, учащийся должен применить знания в нестандартной ситуации. А для этого он должен четко осознать цель, проанализировать способы ее достижения, спланировать (рационально!) свою деятельность, осуществлять самооценивание, соотносить промежуточные результаты с поставленной задачей и т.п. И тогда (при наличии определенного багажа знаний) он будет успешным. Слушая эмоциональный рассказ сына о сдаче ЕГЭ  в этом году, я отмечала для себя фразы: «сначала я  решил действовать так…», «я подумал и принял решение», «проверку я выполнял так…», «я распределил время так, чтобы…» И это не все… После этого (информатика - 100, математика – 96, русский язык – 90) меня трудно убедить, что успешен тот кто «знает ЧТО…». К этому неизбежно должно добавляться «знает КАК»…
Именно поэтому в этом году коллектив преподавателей гимназии №1 г.о. Самара активно работает над проектированием деятельности учащихся в ходе подготовки к сдачи ГИА с использованием Google-документов. И мы хотим показать (доказать), что это не мешает, а помогает готовиться к ГИА и ЕГЭ...

Экспертом по обществознанию выступала учитель высшей категории Светлана Викторовна Шелковская. В качестве основного сервиса она рассматривала Google-таблицы и формы.
Вот ее мнение…
"Таблица, как известно,  позволяет любой  материал представлять структурировано и лаконично, создавая уникальное поле для анализа, из которого черпаются новые идеи. И не только  учителя математики или естественных наук  давно оценили  их возможности. Таблицы   широко используются  историками и обществоведами,  материал в табличной форме присутствует  в заданиях  различного уровня  в  экзаменационных материалах  ГИА и ЕГЭ.  В некоторых  экзаменационных  заданиях учащегося часто просят  самого представить материал в форме таблицы, или проанализировать её данные. Облачные технологии Google предоставляют  возможность учителю и ученику не только  создавать разнообразные таблицы, но, самое главное, размещать их  для совместного доступа  в  интернет-пространстве,  чтобы  быстро обмениваться  информацией. Ученик, открывая задание-таблицу,  работает над  её  заполнением,  а учитель  проверяет и корректирует  её данные. 
Назову несколько вариантов из неисчерпаемого множества  типов заданий, которые можно выполнить  с помощью  таблицы. Как правило,  несколько талантливых учеников регулярно  готовятся к  предметной  олимпиаде.  К примеру, этим летом, в каникулы,  я составила  для таких детей задания по истории (шаблон на рис.1).

В одном из них учащимся была поставлена задача найти в учебной, справочной литературе  материал  по «аграрному вопросу  в истории России». Задание  выглядело следующим образом:  в каждой  графе  – сформулированные вопросы  для учеников,  на которые они должны дать ответ. Конечным итогом этой работы  должен был стать вывод о том, как, какими способами решался аграрный вопрос в России и был ли он решён.
При прохождении программы  очень важно так организовать учебный процесс, чтобы  обучающийся  внимательно прочитывал материал в учебнике, учебном  пособии или в сети Интернет, но проконтролировать учителю  добросовестность  каждого ученика при подготовке домашнего задания трудно.  Чтобы стимулировать самостоятельную  работу  обучающегося с  учебным материалом,  учитель может,  используя возможности Google-документов,  составить проблемные задания по разным темам.   К примеру, при изучении  темы  «Экономические системы»  учащиеся заполняли  Google-таблицу, в которой  им было предложено  рассмотреть и сравнить экономические системы по определённым критериям (шаблон на рис. 2).


С помощью таблицы  можно начинать обучать учащегося  писать эссе или другие творческие работы.   Эссе, как известно, один из самых свободных по своей  композиции жанров  творческих  работ.  Однако  учащийся  должен  привыкать излагать свои мысли по определённому плану, и в этом ему может помочь  составленное учителем задание в формате  Google – таблицы (шаблон на рис. 3).


В период предэкзаменационной подготовки, когда важно эффективно организовать учебное время для повторения раннее  пройденного материала, мне, как учителю обществознания,  представляется возможным отработать с учащимися навык анализа обществоведческого текста,  умение  составлять план этого текста  и  ответы  на вопросы к этому тексту  (это задания так называемого блока С в тестах  по обществознанию в формате ГИА) с помощью  специального домашнего задания, размещённого в Интернете..
Ученик  получает через рассылку  определённый текст, который он должен  прочитать, понять и ответить на предоставленные к этому тексты вопросы – задания.  Учитель в свою очередь получает результаты  работы учащихся в виде сводной таблицы. Именно эта особая сводная таблица и предоставляет учителю   колоссальные возможности для анализа  результативности обучения  учащихся по  заданной  теме.  
Попробую подробно остановиться на  том, почему так удобны для  учителя ответы учащихся  на вопросы к общему тексту именно в формате сводной таблицы.  Во-первых, вертикальное прочтение  каждой графы (а в каждой графе ответы учащихся на определённый вопрос)  показывает учителю  количество тех, кто справился с этим  заданием, а кто нет. Учитель получает возможность определить наиболее интересные и оригинальные ответы,  выявить наиболее проблемные вопросы,  определить самый «неберущийся» учащимися   вопрос. А значит,  учитель  быстро определяет, над чем ему работать при совместном с учащимися  разборе этих заданий.  Горизонтальное «прочтение»  этой таблицы  позволяет быстро определить качество  выполнения задания каждым учеником,  практически  мгновенно сосчитать количество ошибок, допущенных  учеником.
Просмотр  сводной таблицы результатов  удобен и для учащихся.  Они понимают свои ошибки, видят лучшие ответы других, или радуются, когда их ответы  определяются как наиболее удачные. Понимая, что последующие задания  будут анализироваться по такому же принципу, обучающиеся получают некий стимул для наиболее качественного выполнения подобных заданий, более сознательно участвуют  в их выполнении.
Заметила, что учащиеся,  выполняющие в интернете эти задания, и знающие, что результаты его выполнения  учитель будет разбирать в сводной таблице,  более готовы к дискуссии, чем те, кто получил  подобные задания в традиционном печатном варианте."



Комментариев нет:

Отправить комментарий