Поиск по этому блогу

среда, 2 мая 2012 г.

ЦОР в модели "1 ученик : 1 компьютер"

(Автор: И.В. Телегина)

На сайтах Федерального центра информационно-образовательных ресурсов  и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ сегодня аккумулируется значительное число электронных образовательных ресурсов (ЭОР), ориентированных на включение учащихся в активную познавательную деятельность, формирование метапредметных результатов (регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД). И обойти стороной этот вопрос, говоря о модели “1 ученик : 1 компьютер” да еще и в условиях подготовки к внедрению ФГОС, было бы недальновидно.
Что думают  по поводу этому поводу педагоги гимназии, участвующие в эксперименте?

Слово Ирине Викторовне Телегиной: 

"Привлекает прежде всего то, что большинство ЭОР обладают модульной архитектурой; каждый учебный электронный модуль – законченный мультимедийный продукт, который решает конкретную учебную задачу. При этом модули позволяют варьировать уровень сложности материала, стиль его изложения, форму предъявления.
Личный опыт позволил определить приоритеты использования электронных образовательных ресурсов на уроках физики.
Во-первых, очень удобно использовать информационные модули для организации самостоятельной деятельности учеников. Но отпускать учеников в «самостоятельное плавание по океану знаний» можно только при высоком уровне мотивации, в остальных случаях педагог должен контролировать процесс обучения, четко прописывая этапы урока, при необходимости корректируя скорость продвижения отдельных учащихся, добавляя  или убирая некоторые задания. Как правило, схема организации деятельности включает следующие этапы: целеполагание – выполнение задания – обсуждение результатов...

С какими ресурсами мы работаем?
Основной вывод: только комплексное использование ЭОР может дать образовательный эффект в достижении предметных результатов.
Например, при изучении темы «Магнитное поле» для первичного знакомства с теоретическим материалом можно рекомендовать соответствующий информационный модуль, расположенный на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Модуль состоит из пяти страниц, три из которых содержат теоретический материал, а две страницы – вопросы по теме.

Что показала практика?
Чтение трех страниц «на одном дыхании» НИКАКОГО ЭФФЕКТА НЕ ДАЕТ! Для эффективного усвоения учащимися учебного материала следует «дозировать» чтение, переключая их внимание на вопросы после очередной «порции» материала. Рекомендуется предварительное обсуждение вопросов в микрогруппах, после которого они озвучивают версии в классе.


Для домашнего просмотра можно рекомендовать модуль «Магнитное поле прямого тока», расположенный на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Модуль подготовлен в виде озвученного слайд-шоу.
Информационный модуль «Действие магнитного поля на проводник с током» предназначается для учеников, которые  лучше воспринимают информацию через видео-ряд.


Правила «для себя»:

  • Длительность демонстрации на уроке должна быть не более 5 минут! Иначе вместо урока оказываемся вместе с учениками в «кинозале», они участвуют в пассивном просмотре.
  • Нельзя заменять реальный демонстрационный и фронтальные эксперименты (если они возможны!) компьютерной демонстрацией этих же процессов. Но, например, опыт Ампера по взаимодействию двух проводников с током сложно продемонстрировать во время урока, так как требуется пропустить через два провода ток довольно большой силы. В этом случае демонстрационный эксперимент просто необходимо заменить на виртуальный, показав видеофрагмент «Опыт Ампера», который поможет сформировать основные представления о взаимодействии магнитных полей.
Частное мнение:

  • К сожалению, меня совершенно не устраивает качество контрольно-измерительных материалов в коллекциях ЦОР. Так, тестовые задания ориентированы на проверку образовательных достижений только на уровне знания и понимания (основания пирамиды Блума). Даже вопросы КИМов единого государственного экзамена по физике (который, к слову, ругают все и при любой возможности) нацелены на проверку более высоких уровней усвоения предметного материала учащимися. Поэтому их можно рекомендовать только для промежуточного контроля.
  • Два типа электронных ресурсов не подходят к моему «видению» уроков. Первый тип модулей – аудио-вопросы и ответы, второй – модули решения задач. О модулях решения задач… Вся «интерактивность» состоит в том, что ученик вписывает числовые значения физических величин и нажимает кнопку «проверить». Думаю, что такой подход не позволит учащимся усвоить методы решения физических задач (можно лишь рекомендовать для самопроверки).
Таким образом, рассмотрим наиболее типичные учебные ситуации с использованием ЭОР в модели «1 ученик : 1 компьютер», в которых действительно реализуется деятельностный подход.

Учебная ситуация 1. Учимся измерять…
Выполнение компьютерной лабораторной работы «Определение массы с помощью рычажных весов» позволяет ученику виртуально выполнить измерения массы двух разных тел, переставлять гири, добиваясь равновесия чашек весов. Этот модуль обладает высокой степенью интерактивности, его можно использовать перед реальной лабораторной работой с целью отработки у учащихся алгоритма действий.



Учебная ситуация 2. Смысловое чтение.
Учитель может организовать самостоятельное изучение материала о строении вещества с использованием практического модуля «Газы, кристаллы, аморфные тела, жидкости». Особый интерес вызывает интерактивное заполнение таблицы по прочитанному материалу. По-моему, это пример организации смыслового чтения (в терминологии ФГОС).


Учебная ситуация 3. Использование интерактивных моделей.
Модель выступает средством познания при работе с модулем «Изучение закона отражения света». Ученик анализирует ситуацию с падением лучей света на плоскую поверхность, используя интерактивную модель, и делает соответствующие выводы о ходе отраженного луча.


Интерактивная модель может быть полезной при подготовке к лабораторной работе «Определение удельной теплоемкости твердого тела» и к решению задач по теме "Тепловые явления». 


Следует отметить и практическую значимость интерактивных моделей при решении задач. Показательным является модуль «График при равномерном движении», который позволяет ученику поставить в соответствие аналитическую и графическую форму представления законов движения тел.


Вместо заключения…
Конечно, опыт позволяет прогнозировать целесообразность использования того или иного ресурса, но хотелось бы изучить и опыт коллег… Почему в коллекции ЦОР  не предусмотрен ввод комментариев? Ведь так можно было бы провести обмен мнениями педагогов. Нам нужны не только ресурсы, но и площадка для обмена мнениями…
Можно оставить комментарии и здесь ;-)

3 комментария:

  1. В стране идет широкомасштабное обучение учителей в рамках национального проекта по использованию электронных образовательных ресурсов. За октябрь-декабрь 2011 было обучено более 25000, во второй волне (до июня 2012) предполагается повысить квалификацию еще около 40000 педагогов разных специальностей. Но проблема не столько в недостаточной степени владения учителями ИКТ, но и в качестве этих ресурсов, и в материальной базе каждого образовательного учреждения. Далеко не в каждой школе имеется хотя бы один комплект персональных компьютеров на класс. И не в один момент ученик перестанет воспринимать компьютер как просто игрушку. Чтобы ПК стал средством обучения необходимо этим средством обеспечить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. Я абсолютно с Вами согласна, и еще хочется сказать о качестве интернета. В школах, особенно в селе. скорость передачи сигнала оставляет желать лучшего. То не открывается, то прерывается. то пока откроется. глядишь, - урок прошел. Необходимо увеличить скорость интернета, тогда работать с ЦОР будет можно. А пока...

      Удалить
  2. Добрый день, Валентина!
    Есть возможность скачать ЦОР перед уроком, на на ПК установить с флешки. Только этот способ тоже не быстрый.... к сожалению...

    ОтветитьУдалить