Поиск по этому блогу

среда, 16 ноября 2011 г.

Ноябрь, 2011. О Федеральном государственном стандарте (ФГОС) и о разном…

(Автор: И.В. Телегина, С.В. Кичасова)

Начиная новую четверть, мы подвели итоги и строим новые планы. Сначала об итогах…
Во-первых, и учителя, и школьники (и даже некоторые родители!) освоили технологию работы с Google-документами…
Более того, педагоги начали осознавать, оценивать и, что самое главное, прогнозировать методическую ценность организации коллективной работы в сети : на уроке и дома… Появилось четкое понимание, как нужно формулировать задания, какой объем работы можно планировать на уроке, и какой – дома.
Есть еще один положительный результат. Расширился круг преподавателей, активно участвующих в эксперименте. Подключились учитель географии Кичасова Светлана Владимировна и учитель информатики Фионина Людмила Евгеньевна.
Людмила Евгеньевна сейчас занята подготовкой к вхождению в эксперимент 9-х классов: создание Google-групп, обучение работе с Google-документами.
Первый опыт Светланы Владимировны Кичасовой оказался удачным сразу в нескольких аспектах…
Во-первых, в технологическом… Светлана Владимировна «училась» вести диалог on-line: работа в группе произвела сильное впечатление. Ребята сразу как-то стали ближе… Комментарии в вечернее время при работе с документом, оказывается, очень-очень сближают педагога и учащихся. Вот оно, социально-педагогическое взаимодействие ;-)
Что об этом говорится в ФГОС?
Личностные результаты:
  • освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками…
Разве это не очевидно?
Во-вторых, методический аспект. Была апробирована новая форма работы с информационными источниками… Источником учебной (!) информации выступал Интернет. И не нужно было печатать реферат, нужно было ЧИТАТЬ, выделяя главное… А из главного – еще главное и т.д. И так – дойти до сути ;-) И пока не все с этим справились… Желание выполнить «copy paste» у многих уже практически непреодолимо! Будем «бороться»!...
Интерес вызвало у ребят (но некоторые с ним самостоятельно не справились) задание, связанное с определением субъекта Российской Федерации. А это, что ни на есть, самые предметные результаты.
В-третьих, содержательный аспект связан, прежде всего с личностными результатами: расширением кругозора, формированием российской идентичности.
Цитируем ФГОС…
Личностные результаты:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории и культуры своего народа;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Аналогичная работа вошла в практику проводит учителя химии Натальи Викторовны Щербатых.
Что мы знаем об электролитах и неэлектролитах?... Сколько может уместиться информации на двух страницах школьного учебника?.. А сколько в сети Интернет? Но где она там? Задача школьников осознать все стадии смыслового чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное…
Пока не всегда получается. Будем учиться. Вывод пока настораживает. Ребята доверяют Википедии больше, чем другим ресурсам. Этап поискового чтения выпадает. Кто виноват: Википедия или мы, учителя?... Вопросов больше, чем ответов...
Но мы этот опыт тоже считаем удачным: есть над чем размышлять. Работа продолжается…
Наталья Викторовна начала применять новую форму «проверки» задач.
Работа начинается на уроке, дома – продолжается. Решив задачу, учащиеся должны найти интересный факт, сведения о веществе… И опять – формирование познавательных универсальных учебных действий, мотивации к учебной деятельности. А сколько мы еще не знаем?!!!
Можем сказать, что наш 8-Б это понял! Теперь наша задача состоит в том, чтобы они захотели узнать... Это должно стать у молодого человека потребностью, тогда успех в жизни, в профессиональной деятельности обеспечен. Это и есть одно из условий социальной адаптации.
И это теперь одна из основных наших задач .

2 комментария:

  1. Заинтересовало задание по географии.

    Многие сайты, кот. использовали ребята, я бы отнесла не к самой высокой категории надёжности. Авторства на сайтах почти нигде нет. Т.е. нужно учить брать ещё 1 источник. То же и о Википедии. Не говоря о том, что часть ресурсов попахивает националистическим уклоном. Правда, обвинить их вроде бы в этом нельзя.
    М.б. учитель мог использовать поисковую машинку, созданную на множестве отобранных им авторитетных интернет-ресурсов? На flexum.ru или как Пользовательский поиск Гугл?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Людмила Александровна, Википедия просто доминирует...И это наша первостепеннная проблема. Их оказалось несколько. В частности, смыслового чтения (еак говорится в ФГОС) ПОКА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!... Доминирует демонстрация технологических навыков: скопировать, вставить... Но мы готовы честно об этом говорить ;-(

    ОтветитьУдалить