(Автор: И.В. Телегина, О.Ф.Брыксина)
Работаем. Работаем по модели «1 ученик:1 компьютер». Пока все слишком эмоционально. Да и как может быть по-другому? Это новый мир, новые отношения учителя с учениками (и не только «учебные»). Наблюдаем за учениками… И они вроде бы другие стали. Поживем – увидим ;-)
Есть первые выводы. Наверное, они слишком очевидны, но все равно хочется о них написать. Причем не только на эмоциональном уровне, поскольку одними эмоциями («Ах, как здорово!» - хотя действительно ЗДОРОВО, «ВСЕ ученики работали!» - хотя, действительно, ВСЕ РАБОТАЛИ…) НАШЕМУ ДЕЛУ не поможешь. Ведь сегодня за школьной партой сидит ученый, врач, учитель. журналист, политик и т.п. XXI века. А в учебном процессе в школе уже десятилетия НИЧЕГО не меняется, к огромному сожалению.
Школьный учитель, в большинстве своем, по-прежнему выполняет ТОЛЬКО программу-минимум. Сегодня это подготовка к ЕГЭ, который фактически подменил даже государственный образовательный стандарт. А как же с программой-максимум? Как же те отдаленные цели, фундамент для достижения которых должен формироваться в школе?
Особенно хочется сказать о формировании научного мировоззрения школьников. Как они воспринимают окружающий мир? Как они познают его? Когда я спрашиваю студентов, сколько предметов они изучают в школе, то получаю самые различные ответы (11, 14 и т.п.). Конечно, вопрос с подвохом. Но вывод однозначный: понимания того, что они изучают ОДИН предмет – ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР, но с различных его сторон, у них нет. И этот ответ их шокирует! Они вдруг осознают, что это правда ;-)
Сегодня ФГОС основного общего образования второго поколения на уровне личностных результатов закреплена необходимость «формирования целостного мировоззрения». И это здорово.
Как же нам, уважаемые коллеги, этого добиться? Сегодня мы проанализируем несколько самых простых, на первый взгляд, примеров. Это первый опт Ирины Викторовны Телегиной работы с Google-документами в 8-Б классе МОУ гимназия №1 г.о. Самара.
Прежде чем посмотреть таблицу, вспомните, какие вы знаете способы изменения внутренней энергии? Часто ли вы об этом вспоминали после школы?
А теперь посмотрите примеры школьников (ничего не редактируем, все в рабочем варианте):
Думаю, что у этих ребят, будет уже совсем другое восприятие действительности. Это не значит, что вытирая тело полотенцем, делая массаж, расстегивая молнию и т.п., он будет думать, что совершает работу, а когда ноутбук на коленях, то осуществляется теплопередача… Он просто будет это знать! Обычно на уроке, безусловно, учитель просит привести примеры. И их проводят. Те же… Но ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, и они имеют свойство забываться. А с этой таблицей ребята работали достаточно долго: вписывали и меняли свои примеры, следили за другими (и это понятно ;-)), отслеживали комментарии учителя и других педагогов, потом обсуждали на уроке. Теперь большинство четко понимают, когда изменение внутренней энергии идет за счет совершения работы, а когда за чет теплопередачи!... Анализ примеров превратился в азартную игру..
А если совсем серьезно?... То педагогом создана учебная ситуация, когда в качестве планируемых результатов определены (в терминологии ФГОС) еще и познавательные универсальные учебные действия. А именно: умения определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Второй пример Ирины Викторовны Телегиной это подтвердил: школьники проводили не менее сложный и важный в плане предметных результатов анализ понятий «теплоемкость», «конвекция», «излучение».
Думаю, что ей УДАЛОСЬ «заставить» ребят посмотреть на окружающий нас мир ИНЫМ (научным) взглядом. Они превратились в настоящих исследователей. И важно, что они это ПОЧУВСТВОВАЛИ. Более того, они увидели результативность коллективного труда, оценили свой личный вклад и свою значимость. А это очень важно в плане их самоопределения, осознания социальной роли учащегося (и это тоже из текста ФГОС). Посмотрите на примеры Барабанова Владимира ;-) И здесь есть личная история…
И я думаю, что это доказывает, что не нужно противопоставлять «знаниевую» парадигму «компетентностной». Вторая просто должна реализовываться на основе первой…
А своих студентов начинаю готовить к этой модели с первого курса. Показала примеры Ирины Викторовны, предложила заполнить следующую таблицу. Таблицу «не украшаю»: все, как есть ;-) (это студенты факультета начального образования, 1 курс):
Формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленными учебными задачами (в терминологии ФГОС) мы еще не умеем (но научимся!)… Здесь мы анализируем окружающий нас мир, но уже с позиции общности и специфики информационных процессов в системах различной природы (биологических, социальных, технических). Сколько нового о процессах передачи информации в биологических системах вчерашние школьники узнали из этой таблицы!
Были определенные сложности с приведением примеров на обработку и хранение информации. Сделали выводы, обсудили в аудитории… Главный итог: студенты ЗАДУМАЛИСЬ…
По работе с таблицами: для удобства работы ввели специальную метку-флажок для того, чтобы легче было оценивать внесенные изменения…
Всем, кто будет работать с Google-таблицами: не забывайте закреплять «шапку» и «боковик» таблицы ;-)
Можно отметить и наш «технологический» прорыв.
Как говорит Ирина Викторовна Телегина:
«Мы совершили прорыв! Научились работать в Google-документах совместно! Получила огромное удовольствие, но испытала и определенные сложности (где взять время!). Но работа на следующем уроке показала, что все не было напрасным!
Это стало понятным, когда в программе SMART Notebook стали выполнять задания на соответствие, распределяя примеры изменения внутренней энергии по способам ее изменения.
Ребята привыкают к присутствию нетбуков на уроке. Сегодня работали на редкость сосредоточено и старательно». Посмотрите наши фотографии. Альбом разрастается…»
Если выполнять какое-то действие первый раз, то трудно предугадать трудоёмкость, отличие планируемого результата от полученного...
ОтветитьУдалитьЗаполнение таблиц на сравнение физических явлений оказалось похожим на лакмусовую бумагу, выявившую многие скрытые стороны. Оказалось, что примеры учеников надо корректировать, просить их переформулировать, уточнить, исправить грамматические и речевые ошибки. Оказалось, что им требуется напомнить, что их высказывания читает много разных людей, что при оценке примеров товарищей требуется проявлять лояльность и такт.
Так получилось, что выполнять задание пришлось с каждым учеником, уделяя каждому достаточно внимания и проявляя заинтересованность в именно в его конечном результате.
Но я абсолютно уверена, что время, потраченное на понимание ими сущности физических, на формирование мировоззрения каждого их моих учеников окупится сторицей при продолжении изучения данной и последующих тем курса физики.
Нельзя не сказать и про эмоции, которые возникали при выполнении заданий - совместный труд в интернете - такого с нами ещё не было! Это - НЕЧТО!!! Вместе с моими учениками за компьютером сидели и некоторые родители. Сколько было обсуждений!
Вывод: отработали один метод работы - надо искать другие приёмы...