Поиск по этому блогу

вторник, 27 марта 2012 г.

Информационные технологии Новой школе: вести из Санкт-Петербурга


Инне Юдиной (по ее просьбе) и всем коллегам,
с которыми не удалось встретиться в Питере....
Юрию Ээльмаа с благодарностью...

Итак, видимо, пришло “время собирать камни”  или, как говорится,  “считать цыплят”...  Как ни назови, но пришло время подводить итоги нашего эксперимента (пока, правда, промежуточные). Этот опыт уже активно транслируют в Самарской области специалисты кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии во время мастер-классов, курсов повышения квалификации по именному образовательному чеку, семинаров... Активно работает с учителями физики Ирина Викторовна Телегина на курсах повышения квалификации в Самарском областном  институте повышения квалификации  и переподготовки работников образования...

Теперь нам предоставилась уникальная возможность представить свои разработки в рамках Третьей международной конференции «Информационные технологии для Новой школы», которая традиционно проводится Региональным центром  оценки качества образования и информационных технологий г. Санкт-Петербург.

Как все начиналось...

Об этой конференции  мы знали... Уже год  в профессиональной среде витал слух о том, как ЗДОРОВО было в Питере в 2011 году!... Обсуждали мастер-классы, работу клуба сетевого взаимодействия педагогов Санкт-Петербурга, создателем и идейным вдохновителем которого  является Ээльмаа Юрий Владимирович, к.п.н., зав. сектором образовательных веб-технологий РЦОКОиИТ. На конференции в 2011 году активно работали эстонские коллеги, представители педагогического образовательного сообщества Началка.com... Мы внимательно следили за публикациями с этой конференции и ОЧЕНЬ хотели оказаться ТАМ...

И оказались ;-)))  Но обо всем по-порядку... Во-первых, мы с благодарностью приняли приглашение принять участие в работе конференции!... И работа началась...

Информационная поддержка конференции...

Еще раз подтвердилась истина, что результат определяется “трудоемкостью” процесса подготовки... Был создан сайт конференции и сайт для представления материалов  мастер-классов. Как  только мы получили ссылку на сайт, стало понятно (в чем, собственно, мы не сомневались), что конференция делается не ради конференции, а ради тех, кто на нее придет! Поэтому чувство ответственности значительно возросло!... Всем ведущим мастер-классов (независимо от статуса!) были даны четкие инструкции по представлению материалов... И ничего не оставалось делать, как их выполнять... Против “ээльмаа” (как явления :-)) не пойдешь...

Сегодня содержание сайта мастер-классов в комментариях не нуждается. Педагогическим сообществом создан уникальный информационный продукт для транслирования инновационного опыта использования средств и сервисов ИКТ в образовательном процессе!...


Первые впечатления...

Фраза “театр начинается с вешалки”, наверное, универсальна. Прибыв в здание РЦОКОиИТ с небольшим запасом по времени (маршрутный лист с алгоритмом деятельности заботливо был выслан Юрием!), я почувствовала внимательное (и даже заботливое!) отношение уже в холле на первом этаже, поняла, что ты - гость, которого ждали... И, наблюдая последние приготовления,  отметила ту же пунктуальность, отсутствие нервозности, доброжелательность... И так на протяжении двух дней!


Мастер-классы : мой...
Так уж случилось, что пришлось проводить мастер класс “ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС” в первой волне. Естественно было волнение, но... Поддержали коллеги! Спасибо всем членам уникального педагогического сообщества Началка.com: Марии Алексеевне Смирновой, Елене Станиславовне Галанжиной, Татьяне Анатольевне Жуковой, Светлане Анатольевне Шейкиной (мы с ней и в самолете говорили о конференции!), моим новым знакомым Елене Александровне Разживиной и Жанне Анатольевне Ховрычевой (мы познакомились чуть позже), “проверенной” команде тьюторов и экспертов программы Intel “Обучение для будущего” - Оксане Петровой (внимательно следила за временем!) и Ольге Урсовой...

Что удалось, а что нет?... Думаю, мы все пришли к мнению, что ФГОС - это просто толчок к новому витку нашего профессионального роста, к переосмыслению накопленного опыта и определению вектора направления  развития системы образования вообще и каждого из нас в частности...
Скорее всего, не хватило мастерства организации работы в группах. Наверное, в каждую творческую группу можно было попросить включиться более опытных коллег в качестве модераторов. С другой стороны, все, что сделано в ходе мастер-класса, сделано САМИМИ его участниками. Все спроектированные учебные ситуации, во-первых, основаны на практическом опыте его участников, а во-вторых, переосмыслены ими с позиции ФГОС, который обсуждался в ходе тренинга... И, наверное, это можно считать определенной победой!... Жду рефлексии участников (жалею, что не организовала сама...).
Особая благодарность Лидии Кобцевой за фоторепортаж ;-)))

и моих коллег...
Мне удалось посетить мастер-класс М,Б.Лебедевой, О.Н.Шиловой и Т.Г.Пирог “Учиться и учить по-новому!”. Восхитило все: и организация тренинга, и содержание. Коллегам удалось организовать по-настоящему коллективное взаимодействие... Каждой из трех сформированных групп удалось поработать в предложенных мастерских: “Приемы активизации учебной деятельности”, “Информационные и коммуникационные в обучении” и “Оценивание достижений участников образовательного процесса”. Ведущими мастерских был представлен и собственный опыт, и умело обобщен опыт участников тренинга.
С особой теплотой буду говорить о тренинге Е.А. Разживиной и Ж.А. Ховрычевой “Педагогическое сопровождение проектной деятельности младших школьников”, поскольку эта тема, на мой взгляд, имеет особую актуальность...
У Жанны Анатольевны Ховрычевой за плечами сетевой проект “Моя семья - мое богатство” , у Елены Александровны Разживиной - “Гений русской науки”... Одного взгляда на материалы этих проектов достаточно, чтобы понять, что это было очень полезно!
На мой взгляд, все педагогическое сообщество Началки  решает сверблагородную задачу - направляет деятельность детей в сети Интернет в “мирное русло”; заботится  о том, чтобы сеть для них стала, действительно, источником нового знания, средством саморазвития; учит их продуктивному сетевому взаимодействию... Спасибо коллегам, что дали возможность поделиться впечатлениями и  о своем “Мужском разговоре”...




Что было вечером...
Общение! Как глоток свежего воздуха!...

День второй. Начало...
День второй начался с работы секций. Мы с Жанной Анатольевной Ховрычевой и Еленой Александровной Разживиной (уже как старые знакомые) пошли “на Ээльмаа” (секция  “Сетевые образовательные технологии – технологии педагогического взаимодействия”) и не ошиблись! Коллеги из Санкт-Петербурга достойно представили свой опыт! Всех просто покорил своим профессионализмом учитель информатики ГОУ СОШ №184 Кали-
нинского района г. Санкт-Петербург Смирнов Евгений Александрович, выступающий с докладом “Использование интерактивной информационной обучающей системы: при-
мер и результаты внедрения”. Его тезис о том, что детям нужно делегировать ответственность за результаты обучения стал предметом дискуссии. Все были единодушны во мнении, что именно такие компетентные  учителя с активной жизненной и профессиональной позицией нужны сегодня школе. Завидуем ребятам, которые у него учатся!
Было очень интересно узнать и о региональной системе образования...  Так, мы получили подробную информацию о деятельности информационно-методических центров из докладов Федотовой Елены Юрьевны “Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ: новые возможности” (ГОУ ДПО ЦПКС ИМЦ Кировского района, Санкт-Петербург) и Хазовой Светланы Ивановны “Конкурсная политика центра информационной культуры Кировского района как система поддержки талантливых детей” (ГБОУ ЦО ЦИК Кировского района, Санкт-Петербург).
Опыт образовательных учреждений по созданию информационно-образовательного пространства представлен в докладах “Сетевое взаимодействие учителей и учащихся с использованием технологий Web 2.0” (Чичёв Евгений Михайлович, ГБОУ гимназия №622 Выборгского района, Санкт-Петербург), “WEB 2.0 сервисы: от обучения педагогов к повышению эффективности учебного процесса” (Винницкий Юрий Анатольевич, канд. пед. наук, ГБОУ СОШ №169 Центрального района, Санкт-Петербург).
Другие доклады были не менее интересны и содержательны...
На секции (благодаря ведущему!) царила доброжелательная продуктивная атмосфера!...

День второй. Клуб... И этим все сказано...
Мы так много об этом читали... Но лучше один раз погрузиться в эту атмосферу... Об этом уже написано... Комментарии более чем красноречивы!...
Сама идея обучения вне стен классной комнаты просто ЗАВОРАЖИВАЕТ! Вот это именно то, что ХОЧЕТСЯ ДЕЛАТЬ! Достаточно было посмотреть на ребят, участвующих в проекте “Гений места” (Пушкиногорье, 2011). Спасибо Людмиле Рождественской, Татьяне Пирог, Екатерине Алексеевой за идею проведения образовательного флэшмоба “Парковый урок”! Мы идем!....

Прощание...
С горечью... С надеждой на новые встречи! Спасибо, коллеги, за творческое общение и новые идеи! Юрий, спасибо за приглашение!


С признательностью, Брыксина Ольга

четверг, 1 марта 2012 г.

Классное время...

(Автор: И.В. Телегина)

Как-то постепенно деятельность 8-"В" класса перемещается в сеть... Лабораторные по физике, химии, блиц-опросы с помощью анкет, поисковая деятельность... Не все легко, не все получается, но мы не останавливаемся. Поиск новых форм и методов работы продолжается, идет их осмысление...
Например, учитель географии Светлана Владимировна Кичасова сейчас активно думает об эффективности использования Google-карт. Первую карту восьмиклассники уже построили.

Просмотреть Водоемы России на карте большего размера

Конечно, в процессе поиска ребята узнали много новых сведений (и вышли даже за грацицы предложенной тематики). Наблюдая за работой других, они также получали дополнительную информацию... Процесс перекрестного обучения - налицо! Мы старались в процессе создания карты сориентировать ребят не только на формирование навыков поискового чтения, но и проведения определенной аналитической (какой ресурс предпочесть, какую информацию отобрать для публикации, как ее структурировать) и прогностической (а будет ли эта информация интересна и полезна одноклассникам?) деятельности... Но, наверное, можно что-то придумать еще? Думаем! Может, откликнутся учителя географии?

А Ирина Викторовна Телегина решила завести свой блог как классный руководитель! Этому способствовала череда событий: и гимназический театральный фестиваль, и поездка ребят на математический бой в Киров, и празднование дня защитника Отечества 23 февраля. Соавторами стали, конечно, сами ребята. Интересный фотоальбом представил Владимир Барабанов...


Неслучайно выбрано и символическое название блога "Классное время...": это и отношение конкретно к 8-"B" классу, и ко времени вообще. Лейтмотивом стали слова: "Время выбрало нас!"... И действительно, сегодняшние восьмиклассники с первого дня учатся в школе XXI века! Это их время!
Действительно, мы живем в классное время, когда развитие технологий достигло предельно высокого уровня. Но мы хотим и человеческие отношения стремиться выстраивать сообразно времени... Мы должны научить ребят работать в команде,  чувствовать ответственность за начатое дело, за близких людей...
Может, этот эксперимент нам поможет?...