Поиск по этому блогу

пятница, 30 декабря 2011 г.

Google-анкеты: когда, о чем и зачем спрашиваем?

(Автор: И.В. Телегина)

О чем говорят педагоги в конце четверти? Полугодия? Конечно, подводят итоги своей работы,  обсуждают успехи и неудачи своих учеников…
О чем говорить будем мы? Попробуем еще раз акцентировать внимание наших читателей  на некоторых инструментах Google, которые активно использовались в реализуемом нами  эксперименте. В частности, подведем некоторые итоги использования Google-анкет в модели «1 ученик : 1 компьютер».
Мы все понимаем значимость текущего контроля знаний, его необходимость в плане установления обратной связи и введения корректирующих действий. И в этом плане возможности автоматизированных систем тестирования переоценить сложно. Конечно, Google-анкеты не могут претендовать по своим дидактическим свойствам на статус универсального инструмента тестирования, но эффективность их применения в модели «1 ученик : 1 компьютер»  для нас теперь очевидна.

Вот несколько записей из дневника учителя физики Ирины Викторовны Телегиной:

23.11.2011
Пробуем новую форму работу - выполнения теста в Google-документах в форме анкеты. Задание выполняет только одна подгруппа. Посмотрим, как справятся…
Сразу скажу, что импонирует возможность ссылки на дополнительные дидактические материалы.
Так, при определении относительной влажности учащиеся имеют возможность обратиться по ссылке к психометрической таблице… Удобно! Я за облачное хранение документов! Еще раз отмечу, что наличие Google-группы позволяет открывать документы  супероперативно ;-)
Есть нюансы. В тесте 18 вопросов, времени на выполнения - 20 мин. Как и с любой другой системой тестирования, работали по-разному. Здесь ничего нового: кто-то медленно, но правильно (или нет), кто-то быстро и неправильно (а, может, и правильно)… Этот аспект оставим без внимания…
Отбор вопросов для анкеты тоже достаточно традиционен: выбрать правильный ответ (определение, пример того или иного физического явления и т.п.)  из нескольких, решить задачу и ввести правильный ответ, дать развернутый ответ на вопрос…  Все это возможно с помощью  Google-анкеты.
На этом уроке не удалось проанализировать результаты теста, как это планировалось изначально ;-(  Проверила, отметила ответы уже привычными цветами - зеленым, красным, желтым. Разбор теста со всем классом провели на следующем уроке.
И самое важное… Возможность открыть учащимся доступ к ответам возымела уникальное действие.  Мы все вместе видели и ОБСУЖДАЛИ свои ошибки. Очень дружно!  Хотя обсуждали ошибку конкретного человека, звучало местоимение «мы»:  «Что МЫ не поняли?», «Что у НАС не получилось?»….  Мы смотрели на результаты работы как на КОЛЛЕКТИВНЫЙ труд! Такая форма работы, безусловно,  способствует формированию толерантности, отношению к ошибке как к стимулу для дальнейшего самосовершенствования… Важно, что ребята стали понимать, что не надо бояться допустить ошибку, их просто нужно исправлять!

29.11.2011.
Продолжаем осваивать on-line тестирование…
Тест “Тепловые машины”, 11 вопросов.  Дизайн под мое настроение ;-)  20 мин на выполнение, так как есть две задачи, требующие времени на решение и выполнение расчетов.
Поняла, что надо более тщательно рассчитывать сложность заданий и время возможного выполнения. Не имеет смысла выставлять в анкету физические задачи! Для аудиторной работы необходимо подбирать задания с небольшой трудоемкостью, но однозначно демонстрирующие понимание учащимися сути физических явлений и процессов. Количество задач для такого блиц-опроса не должно превышать 10. Это уменьшит разброс по времени тестирования и  создаст реальную возможность провести анализ СРАЗУ после завершения тестирования.
Результаты этой анкеты не обсуждали в классе (хотя результаты  были  открыты  для всех учащихся в режиме просмотра), но поскольку возникла необходимость сделать некоторые пояснения для отдельных учащихся, то удачно подошел режим комментирования (см. ответы Боклиной Оли, Кериченко Даши,  Смолькова Миши и др.).  Думаю, что этот режим можно весьма эффективно использовать для организации «диалога» с учащимися.

10.12.2011
Решила попробовать  использовать Google-анкету для проверки понимания нового материала сразу после его объяснения и фронтального обсуждения.
Правда, вопросов оставила  11 (уж очень большой соблазн спросить еще и еще…). Все вопросы были ориентированы на проверку понимания  новой терминологии и условий протекания вновь изученных явлений.
Что появилось нового? Был сигнальный ответ педагога. Он выделен зеленым цветом. Появилась возможность организации самоконтроля. При этом маркировать правильные и неправильные ответы не было необходимости.
Материал темы удачно «лег» на  анкетную форму контроля. Проверка не заняла много времени, но при этом в процессе проверки были внесены некоторые уточнения…
Этап анализа анкеты – это этап обобщения и систематизации  знаний, шаг  к формированию научного мировоззрения…

Google-анкеты для домашней работы
Говоря о применении Google-анкет в образовательном процессе, следует отметить их значение для организации домашней работы.  Из инструмента КОНТРОЛЯ  знаний анкета превращается в СРЕДСТВО НАВИГАЦИИ. Ученикам определяются ключевые аспекты темы, основные положения научных теорий, условия протекания физических процессов и т.п., задается своеобразный вектор продвижения по учебному материалу. Некоторые из них (например, Никита Ангелов) даже попытались дважды ответить на вопросы анкеты на разных этапах погружения в тему… И это, в определенном смысле, победа. Появилось желание разобраться, сделать лучше.

Итак, спасибо Ирине Викторовне за детальные наблюдения, за практические  рекомендации, которые могут быть полезны в практической деятельности.
Сделаем общие выводы:
  • Количество, содержание  и тип заданий для Google-анкеты определяются ее назначением.
  • Для классной (аудиторной) работы возможны два режима: блиц-опрос  с  коллективным обсуждением и анализом ответов сразу после завершения анкетирования (в этом случае трудоемкость заданий должна быть минимальной, а содержание должно отражать ключевые положения темы) и Google-анкета как контрольный тест с отстроченной проверкой преподавателем  и коллективным обсуждением допущенных ошибок, например,  на следующем уроке.
  • Таблица с результатами анкетирования открывается для учащихся в режиме просмотра.
  • Поскольку в процессе выполнения домашней работы учащиеся могут воспользоваться учебниками и другими вспомогательными учебными материалами, то анкета  должна играть  роль, в определенном смысле, маршрутного листа. При наличии «образца» правильных ответов возможна организация самопроверки и самоанализа.
  • Следует обратить внимание на возможность комментирования отдельных ответов в таблице с результатами.
  • Время тестирования можно регулировать, завершив прием ответов (Формы /Принимать ответы).
  • Для анализа результатов анкетирования можно воспользоваться режимом  Форма/Показать сводку ответов.

Надеемся, что   Ваш опыт позволит дополнить эти выводы. Приглашаем к обсуждению в комментариях...


воскресенье, 18 декабря 2011 г.

И это все о нас: коллективный портрет 8-В класса…

(Автор: И.В. Телегина)

17 декабря 2011 года ученики нашего «экспериментального» 8-В класса стали гимназистами… И этот день останется памятным для них на всю жизнь… И сколько раз, будучи взрослыми, они вспомнят это торжественный ритуал?...
В торжественной обстановке каждый ученик произносит клятву, обещая успешно учиться, совершать только такие поступки, которые достойны звания гимназиста. А рука на плече друга...
Но причем тут модель «1ученик : 1 компьютер»? А мы решили на память создать коллективный портрет нашего класса в виде совместной Google-презентации. Пусть она напоминает сегодняшним восьмиклассникам о своих одноклассниках, любимой гимназии, увлечениях и планах на будущее…. И, конечно, о том, как осваивали Google-документы… Теперь можно сказать, что организационно-технологический этап для учащихся и педагогов, участвующих в эксперименте, закончен. Готовим коллективные документы, используем Web-анкеты, работаем с технологиями SMART… Активно используем нетбуки на физике, химии и географии…
Конечно, пройдет 10, 15, 20 лет, и они будут вспоминать, как стояли у «истоков» модели «1 ученик : 1 компьютер» в нашем городе… А Самара – это крупный индустриальный и научный центр! Какими технологиями будут пользоваться они – те, кто пришел в школу и учится в ней в XXI веке? Об этом только можно догадываться ;-)
Теперь мы освоили и коллективное создание презентаций. И это презентация не по физике, не по химии, не по географии. Это презентация о самих учащихся, это – КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССА…
Мы, взрослые, предложили ребятам ответить на 4 вопроса:
  1. Мое хобби…
  2. Меня можно уважать за…
  3. Я люблю гимназию за то, что…
  4. Кем я буду через 15 лет?
Вместе (в одном классе) ребята учатся первый год, поэтому хотелось, чтобы и преподаватели, и сами ученики узнали друг о друге побольше…
И было откровение… И было удивление… КАКИЕ у нас ребята! Насколько широк спектр увлечений, какие потрясающие планы они стоят!... Учителя увидели, что многие из них достойны уважения ;-) А сами ребята, по-моему, поняли, что вместе они - команда, и им предстоит изменить мир. в котором мы живем ;-)
Google-презентация "Коллективный портрет класса"...


View more presentations from Olga Bryksina
Говоря словами ФГОС, в этом коллективном продукте видны сформированные педагогическим коллективом совместно с родителями учащихся личностные результаты: и самоопределение (Меня можно уважать за…), и смыслообразование (Кем я буду через 15 лет?...), и морально-ценностные установки…
Каждым вновь посвященным гимназистом был сделан один из первых маленьких, но ответственных шагов на пути взросления и становления личности.
Много эмоций, ярких впечатлений!... Все концертные номера, представляющие разные жанры (и балет, и вокальные номера, и театральные миниатюры), говорили о святости человеческих чувств, о дружбе, о любви.
Каждым вновь посвященным гимназистом был сделан один из первых маленьких, но ответственных шагов на пути взросления и становления личности...
А впереди - учёба еще с большим чувством ответственности, с большими амбициями, и с намного большим числом друзей-гимназистов!
В добрый путь, ребята!

С наступающим новым годом!

воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Успехи наших преподавателей…

(Автор: Н.В. Щербатых)

В этом сообщении очень хочется поделиться успехами преподавателей, участвующих в проекте «1 ученик : 1 компьютер».
С 30 октября по 5 ноября 2011 года Ирина Викторовна Телегина была удостоена чести принять участие в работе Научной школы для российских учителей физики в Международных научных организациях, которая проходила в ЦЕРН (CERN, Женева, Швейцария).
Вот что нам рассказала Ирина Викторовна Телегина:
"Совершенно неожиданно с одной стороны, и очень ожидаемо с другой, я стала участницей школы учителей физики в ЦЕРНе.
Подумать только - в ЦЕРНе!!!! В Мекке всех физиков, там, где уже полвека передний край науки, откуда за последние полгода несколько раз поступали сенсационные сообщения о невероятных открытиях!
Пять дней напряженной плодотворной работы - лекции, экскурсии, обсуждения. Встречи с людьми, чей профессионализм находится на недосягаемой высоте, а самоотверженность может сравниться только с преданностью науке…
Что же я увидела, что нового узнала? Поразила открытость исследований, готовность ученых обсуждать свои результаты, показывать экспериментальные установки, рассказывать о достижениях и трудностях экспериментальной физики. Перед нами открыли все двери, показали все проводимые на БАКе (Большой адронный коллайдер, LHC – Large Hadron Collider) эксперименты, ответили на очень умные и даже не очень J вопросы.

Цех тестирования свехпроводящих магнитов
Большой адронный коллайдер работает 2 года, скоро планируется вывести его на проектную мощность. Несколько детекторов в разных частях ускорителя фиксируют столкновения частиц. Результаты столкновений записываются и затем обрабатываются. За этот год для обработки набрали экспериментальной статистики в 5 раз больше, чем планировали.
Главная сенсация последних исследований - скорость нейтрино при измерениях оказалась больше скорости света. Правда, пока около 30% физиков, непосредственно участвующих в этом эксперименте, не согласились с таким выводом, предлагая проводить исследования дальше.
Академик Л.А. Арцимович (создатель проекта термоядерной установки) сказал, что наука - удовлетворение собственного любопытства за государственный счёт. И у этих людей такое же мнение, так они шутят ;-) После знакомства с ними поняла для себя, что и я бы стала заниматься наукой не ради материальных благ, а только из-за большого интереса.
Нам показали удивительные решения, связанные с внедрением открытий в производство, быт, технику. В последние годы возрастает роль ускорителей частиц в медицине: установки строят в медицинских центрах, где лечат раковых больных, облегчая течение или полностью вылечивая страшную болезнь. Мало кто знает, что одно из важнейших внедрений разработок ученых ЦЕРНа - развитие интернета, который потребовался для обработки результатов исследований.
В ЦЕРНе доступ в интернет есть везде - в лабораториях, гостинице, в столовой, на улице. Потребовалось 5 минут для регистрации в сети ЦЕРНа, чтобы быть всегда на связи, пользоваться интернет-ресурсами научной школы, общаться с коллегами и... своими учениками. Каждый вечер посылала им фотоотчёт о прошедшем дне.
Прощаясь с участниками школы учителей физики Мик Сторр вручил каждому из нас кусочек фотопленки с несколькими кадрами, на которых он в 1979 году искал мю-мезоны. Отсматривая “вручную” километры фотопленки, надо было выделить несколько нужных событий. Мне было приятно сказать Мику в ответ, что в 1979 году я тоже изучала многие километры таких пленок, отснятых в Объединенном институте ядерных исследований в городе Дубне, чтобы для своего диплома выделить несколько событий столкновений дейтерия с антидейтерием.
Так непредсказуема бывает жизнь, никогда не знаешь, что будет завтра, какие знания тебе пригодятся, с какими людьми ты будешь общаться!
Нет одностороннего действия в природе, есть только взаимодействие! И твоя жизнь будем именно такой, какой ты её сам сделаешь!..."
Кстати сказать, свой опыт работы со школьниками с Google-документами Ирина Викторовна успешно перенесла и в практику взаимодействия с коллегами при проведении курсов для учителей физики «Использование ЭОРв образовательной деятельности». Вот что она об этом сказала:
"Долго думала, как построить взаимодействие с педагогами – моими коллегами. Чем удивить педагогов кроме самой коллекции? Решила работать с учителями как с учениками, так как два месяца участия в программе 1 ученик - 1 компьютер зря не прошли! И, кстати, показать перспективы использования Google-технологий для организации коллективного взаимодействия.

Создали для каждого Google-аккаунт, Google-группу, стали совместно сначала изучать ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР и ЕК ЦОР, помещать их в единый документ, обсуждать возможности их применения.
На следующем этапе вышли на создание совместных планов-конспектов уроков с использованием ЭОР разного типа. Продолжая обсуждать, слушатели курсов вносили коррективы в создаваемые документы, выбирая оптимальные ресурсы для достижения образовательных целей.
Создание Google-группы позволило после окончания очной части курсов продолжать отвечать на вопросы слушателей, корректировать ход выполнения индивидуальных заданий.
Прошло 3 недели. Всем тьюторам прислали таблицы с результатами слушателей курсов. Слушатели моей группы 63-Ф-015 прошли все формы итоговой аттестации. 26 учителей получат сертификат курсов повышения квалификации… Сравнение результатов с другими группами явно в нашу пользу.
Думается, что это, прежде всего, результат СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ!"
Есть успехи и у наших главных "экспериментаторов" - учеников 8-"В" класса. Но об этом чуть позже...