Поиск по этому блогу

понедельник, 27 июня 2011 г.

«Как повысить эффективность работы с Интернет- ресурсами» или «Google нам поможет!» (Часть 2)

(Авторы: Н.В. Щербатых, О.Ф. Брыксина)

Итак, мы продолжаем разговор о повышении эффективности образовательного процесса с использованием ресурсов сети Интернет.
На странице блога появился вполне справедливый комментарий о правомерности (с точки зрения русского языка) использования терминов «усваивающее», «ознакомительное» и т.п. чтение. Наверное, с этим трудно не согласиться. Но мы говорили о технологии чтения, а данные термины достаточно прозрачно определяют вид деятельности школьника с ресурсами
Говоря о проблеме выбора ресурсов, хочется акцентировать внимание на подготовке учителя (и в большей степени не технологической, а методической и содержательной…) к организации такой деятельности. А пока на память приходит название сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Позиция учителя, направляющего учащегося в сеть Интернет «за знаниями»: «Иди туда – не знаю куда», проблема ученика: «принеси то – не знаю что»… А неопределенности здесь быть НЕ ДОЛЖНО! Образовательный процесс должен быть целенаправленным. А целью сегодня должно стать формирование не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов.
Модель реализации деятельностного подхода (постулируемого в ФГОС в качестве доминирующего) представляется следующим образом:

Заметим, что традиционно учебная задача ориентирована на формирование определенных предметных результатов. Проектируя образовательный процесс, учитель выбирает Интернет-ресурс (ресурсы) и (или) средства, которые будут способствовать повышению эффективности и качества ее решения.
На следующем этапе, исходя из содержания Интернет-ресурсов, опираясь на дидактические и технологические свойства выбранного средства (сервиса) ИКТ, учитель проектирует для школьников учебное задание, ориентированное уже не только на формирование предметных, но и на развитие метапредметных и личностных результатов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество, сделать доминирующей информационно-аналитическую, продуктивную и исследовательскую деятельность школьников.
В каком же направлении должен работать педагог с ресурсами сети Интернет? На сегодняшний день мы очень нуждаемся в заданиях, ориентированных, прежде всего, не только и не столько на поисковую деятельность (технологическими навыками работы с поисковыми системами владеет практически каждый школьник), сколько на аналитическую. А для этого учитель должен сам провести первоначальный отбор качественных ресурсов, соотнося их, прежде всего, с планируемыми предметными результатами (учебной задачей), сформулировать задание аналитического, исследовательского или продуктивного характера.
Следует заметить, что конструирование подобных заданий – достаточно трудоемкий процесс, требующий от педагога серьезной подготовительной работы и, прежде всего, отбора качественных ресурсов. Но именно в инновациях такого рода нуждается сегодня школа, и при такой постановке вопроса разработка соответствующего дидактического материала – главная задача педагогического сообщества.
Думается, что педагогам предстоит серьезная работа, целью которой должно стать формирование у школьников отношения к сети Интернет как к уникальному источнику информации и действенному средству саморазвития.
А в этой статье подробнее остановимся на использовании и создании видеоресурсов, будем говорить не только о том, что школьники читают, но и о том, что они смотрят в сети...
Пример.
Тема: «Химические явления», 8 класс
Учебная задача: познакомить школьников с признаками химических явлений.
Как это сделать? Можно рекомендовать прочитать об этом в учебнике, можно продемонстрировать пару опытов в классе… Но попробуем все-таки сориентировать школьников на самостоятельное получение знаний.
Предложим им посмотреть ряд опытов в Коллекции единых цифровых ресурсов: «вулкан» (кто из нас не видел фейерверков!), «змея» (вот что можно сделать с таблеткой глюконата кальция), «фараонова змея» (потрясающий эффект!) и др. Преимущество ресурсов в том, что опыты можно не только просмотреть, но и прочитать их описание.
Коллеги, если вы начнете их смотреть, то не остановитесь, а некоторые захочется посмотреть дважды! Хочется верить, что на начинающих изучать химию учеников это тоже произведет должное впечатление. Ведь каждый опыт им предстоит объяснить в процессе изучения химии… По крайней мере, можно хотя бы прогнозировать мотивацию…
Но у нас вполне определенная учебная задача - познакомить школьников с признаками химических явлений. Поэтому предложим учащимся посмотреть эти опыты и поработать с Google-документом… Количество и порядок просмотра и анализа опытов выбирает сам школьник.
Идея выполнения задания показана здесь…
Для чего рекомендуется выделить цветом одинаковые признаки? После выполнения такого задания учащиеся смогут классифицировать опыты на основе выделенных признаков.
Планируемые результаты:
Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:
  • умение самостоятельно определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы.
Априори можно предположить, что динамизм и выразительность, информационная насыщенность и интерактивность, технологическая новизна и интег­ративный характер таких заданий будут способствовать повышению мотивации школьников, положительно влиять на качество и результативность процесса обучения.
Более того, опыт преподавателей гимназии №1 г.о. Самара С.В. Шурыгиной и Н.В.Щербатых показывает, что школьники активно включаются в процесс создания собственной медиатеки учебных фильмов. Но может возникнуть вопрос: «А зачем это надо?». Почему сегодня в условиях насыщения образовательного контента мультимедийными ресурсами проблема создания и использования учебного фильма встает с особой актуальностью?
Думается, что ответ на этот вопрос лежит в сфере эмоционального восприятия информации, поскольку интереснее учиться на наглядном примере, чем на сухом печатном тексте в учебнике. Не менее важным аргументом, а, пожалуй, и основным при ответе на этот вопрос является личная заинтересованность школьников в процессе создания общественно полезного продукта. У многих из них есть достаточно дорогая и функциональная аппаратура для проведения видеосъемки, и они уже делали первые попытки снять что-то (день рождения друга, поездку на природу и т.п.). Все это «осело» в домашних медиатеках, не получив общественного признания. Основная цель создания таких видеопродуктов – сохранение информации. Как правило, такие видеоролики трудно назвать фильмами вообще. За ними устойчиво закрепилось понятие «видеозапись». С другой стороны, результаты развития видеоиндустрии не могут не привлекать подростков к этой сфере деятельности. Поэтому многие из них воспринимают предложение к участию в создании учебного фильма весьма позитивно…
Кроме того, привлекая учащихся к созданию учебного фильма, мы на практике реализуем личностно-ориентированную технологию обучения. Чему же мы учим? Отвечая на этот вопрос трудно расставить приоритеты. Все зависит именно от личности ученика. Если это «продвинутый» в области информационных технологий школьник, то, скорее всего, участвуя в процессе съемки учебного фильма по химии, он откроет для себя много нового именно в этой предметной области. Если ученик интересуется химией, то в процессе создания фильма он получит, может быть, первый опыт обработки видеоинформации с помощью цифровой техники и специального программного обеспечения.
И, как показывает практика, всем участникам процесса создания учебного фильма полезен опыт работы в команде. Учитель лучше узнает своих учеников, у учеников формируется более доверительное отношение к учителю (а в подростковом возрасте это крайне важно!). При этом естественной видится проблема формирования умений «организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение», что обозначено в качестве одного из основных метапредметных результатов в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Учитывая, что в творческую группу могут входить учащиеся разных классов, то такое сотрудничество может быть крайне полезно и для старших (передача социально значимого опыта), и для младших (получение уникального опыта) школьников. Более того, организация подобных проектов может оказаться для школьников и личностно значимым событием в плане профессионального самоопределения.
После создания коллекции учебных видеофильмов (а иногда уже даже и в ходе создания первого ролика) перед педагогом встает вопрос выбора способа трансляции нового знания учащимся с помощью этих продуктов (ресурсов). На сегодняшний день эта проблема решается с помощью сетевых видеосервисов (http://youtube.com, http://rutube.com/ http://vimeo.com/ и др.), выбор которого – задача педагога.
Наиболее распространенным сервисом, предоставляющим услуги хостинга видеоматериалов является сервис YouTube, пользователи которого могут добавлять, просматривать и комментировать различные видеозаписи.
Пример (ролик "Изготовление свечей" создан под руководством учителей МОУ гимназия №1 г.о. Самара С.В. Шурыгиной и Н.В. Щербатых):


Однако, при использовании этого сервиса прогнозируются проблемы морально-этического и нравственного характера, поскольку на сайте слишком много видеороликов, содержащих откровенные сцены и сцены насилия. Именно поэтому в образовательных учреждениях установлен фильтр, полностью блокирующий доступ к YouTube. Российским школам и, в частности, учителям остается только «приспосабливаться»…

В частности, одним из способов решения проблемы является использование сервиса Google Docs (Google-документов), предоставляющего всем пользователям сети, имеющим аккаунт на www.google.com. Видеоролики, как и другие документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google. Это одно из ключевых преимуществ электронного офиса, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).

Примеры (ролики создан под руководством учителей МОУ гимназия №1 г.о. Самара С.В. Шурыгиной и Н.В. Щербатых):


После загрузки видеофайла необходимо выполнить настройки совместного доступа, выбрав один из предложенных вариантов:

  • сделать файл общедоступным в Интернете;
  • разрешить просматривать его всем, у кого будет ссылка на него;
  • дать персональное разрешение на просмотр файла, указав адрес электронной почты пользователей.

Как правило, в учебном процессе наиболее удобным оказывается второй вариант, поскольку сгенерированную системой ссылку можно разослать в Google-группу, опубликовать в блоге или на Google-сайте. Воспользовавшись этой ссылкой, учащиеся получат доступ к соответствующему ресурсу.

Таким образом, создавая учебные материалы и размещая их в сети, учащиеся переходят от роли пассивного участника образовательного процесса, для которого априори определен образовательный контент, к роли разработчика этого контента, осознающего степень ответственности за качество создаваемых ресурсов. Это принципиально новая идеология построения партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, основанная на сотрудничестве и желании быть полезными друг другу, творческом подходе и взаимоуважении.



вторник, 21 июня 2011 г.

«Как повысить эффективность работы с Интернет- ресурсами» или «Google нам поможет!» (Часть 1)


Фантастика! ... 1 сентября (очень на это надеемся) на уроке у каждого школьника появится компьютер с выходом в Интернет (при этом дома у школьника все это есть давно…)! А мы что, по-прежнему будем говорить «Откройте учебник на стр. №…»? Или «Домашнее задание – выучить параграф №…»? Интуитивно понимаем, что все должно быть не так… Как же выстроить образовательную деятельность школьника в новых для нас условиях?

Здесь и сейчас предлагаю поговорить о том, как повысить эффективность использования образовательного потенциала сети Интернет… Как повысить то самое качество образования, которое волнует сегодня разные категории социальных слоев общества (кстати, точки зрения которых на результаты образования далеко не всегда совпадают между собой). Но, по мнению большинства (и в этом социальные заказчики проявляют удивительное единодушие), школа сегодня не выполняет основных требований социума.

На наш взгляд, это прежде всего связано с ограниченностью использования информационных источников в школе (педагоги все еще делают ставку на учебник как на основной источник информации) в то время, когда нам становится доступным практически неограниченный объем информации в сети Интернет. И даже если педагог «направляет» учащегося в сеть, то его работа носит спонтанный, хаотичный характер, коэффициент полезной интеллектуальной деятельности которой минимален. Как правило, это ограничивается копированием избыточного количества (и, кстати, не всегда осознанной) информации или подготовкой (и также с избыточным количеством текста) презентаций. Конечно, это в определенной степени повышает информированность школьников, но, к сожалению, не развивает у них навыки критического мышления.

При этом в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования, развитие готовности и способности школьников к деятельности такого типа (а именно навыки «смыслового чтения») обозначено в качестве приоритетного метапредметного результата.

Кстати, когда эту формулировку увидела в стандарте, то стала предлагать студентам составить словосочетания со словом «чтение». Подбирались разные определения: внеклассное, литературное, увлекательное, познавательное (последний вариант, пожалуй, был самый удачный)… Такого определения, как «смысловое», не давал никто (даже работающие учителя)!

Причем, если обратиться к проекту стандарта, то там была дана более развернутая формулировка: «овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; рефлексивного чтения».

Пусть это была несколько громоздкая формулировка, но, по-моему, более прозрачная, поскольку именно этот набор определений очень точно расставляет акценты на специфике информационной деятельности человека в сети.

Да, иногда мы просто ищем конкретный ответ на конкретный вопрос (например: «Когда и кем была описана идея создания перископа?»)… Чаще всего мы читаем, потому что нам просто интересно (кстати, в Вандерблитовском институте изобрели самый маленький в мире перископ. Учёные используют его, чтобы всесторонне рассмотреть микроорганизмы и клетки)… И это чтение можно назвать ознакомительным… Нередко приходится поглубже погрузиться в проблему и более детально изучить, проанализировать и оценить все (или, по крайней мере, как можно больше), что с ней связано (например, применение перископических систем в машинах с правым и левым рулем)… И так день ото дня (а в течение дня сколько раз!)...

Но чувствует ли школьник, например, 5-6 класса, ту тонкую грань, различие между описанными технологиями (не побоюсь этого слова) чтения?

Не потратит ли он массу важного для него времени на чтение избыточной, порой непонятной ему информации в энциклопедической статье (вспомните этот научный стиль!), если уже найден ответ на поставленный перед ним вопрос? И не упустит ли он главного, когда изучающее чтение подменит ознакомительным («беглым», «наискосок»)?

По-моему, вывод напрашивается сам собой – пришло (давно пришло!) время учить читать эффективно! Думается, что на начальном этапе работы с информационно-образовательными ресурсами в сети вид деятельности (тип чтения) должен определять педагог (и ресурсы тоже). Учащиеся в ходе практической деятельности должны почувствовать эту разницу между разными типами заданий… И они должны научиться получать «драйв» (говоря их же языком) от ЧТЕНИЯ!

Так как же этому учить? Какие дидактические приемы можно рекомендовать? Для начала проведем некоторую параллель с традиционной системой (чтение учебника). Вывод напрашивается сам собой: чтение было преимущественно изучающим и усваивающим! В результате чтения школьник должен был «запомнить близко к тексту», составить конспект, выписать основные понятия… И все это не так и плохо. Только скучно…

А давайте попробуем создать с учащимися словарь, используя Google-блокнот… Создадим одноименный блокнот (Словарь), а разделы назовем буквами алфавита…

Вот пример «Литературного словаря». Это только пример, иллюстрирующий идею...

А в конце четверти (полугодия, года) можно открыть блокноты для доступа одноклассникам, опубликовать как Web-страницы, обсудить в Google-группе…

Google-блокнот органично подходит и для пресловутых «конспектов». Точнее, заметок, которые всегда под рукой…

Почему бы школьникам не завести некий электронный аналог читательского дневника? Чем не задание на лето? Или тот же читательский дневник, но уже "по страницам сети Интернет". Пусть "добытые" школьниками знания приобретут "общественную значимость"... Пусть они учатся "добывать" эти знания, прогнозировать интерес и значимость найденного материала для одноклассников, лаконично представлять информацию...

Можно создать тематические блокноты по физике, истории, биологии и другим предметам, создавая в них соответствующие разделы. В предлагаемый в качестве примера блокнот заносятся сведения о географических объектах (и это тоже только пример!)…

Может быть не самые удачные примеры (как говорится, "на вскидку"), но давайте вместе конструировать такие задания… Важно, чтобы мы нашли, ЧТО нашим ученикам интересно! И помните слова Бернарда Шоу «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»?

И есть еще один реальный плюс использования Google-блокнота в рассматриваемом контексте: формируются навыки каталогизации информации, ее структурного представления с целью повышения прозрачности и упрощения доступа к ней. Думается, что это тоже достаточно актуальный навык.

Ну вот это о новом инструментальном сопровождении «старых» форм работы… И тот, и другой вид деятельности (а точнее, ее результат) подтверждает, что школьник знакомился с ресурсами… Но насколько осмысленно этот процесс проходил? Как педагогу установить обратную связь для «проверки понимания»?

И опять напрашивается аналогия… А как было раньше? Например, фронтальный опрос (в напряжении все, но отвечают единицы; априори понятно, что объективной картины не получить…), письменная работа (первая мысль педагога, когда собрал тетради: «А ведь это все надо прочитать…») и т.п.

А сегодня… Есть реальная возможность «увидеть», что знают и как думают ученики, используя Google-анкеты. Такая форма оперативной обратной связи видится в модели «1 ученик : 1 компьютер» достаточно эффективной, поскольку анкеты позволяют консолидировать ответы учащихся в одном информационном ресурсе, а затем оценить их и, что не мало важно, сделать эту оценку открытой для участников Google-группы… А это уже инструмент формирующего оценивания.

Например, после прочтения wiki-статьи о гелии (дается на самостоятельное чтение, поскольку благородные газы, к которым относится гелий, не водят в программный материал), учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты.



Какие напрашиваются методические рекомендации (с ними можно и не согласиться, даже поспорить, предложить свой вариант)... Но мне видится, что первым на вопросы анкеты должен ответить учитель. Уж тогда-то он точно убедиться в корректности постановки вопросов. Таким образом создается эталонная строка ответов. После публикации данной таблицы эти ответы школьники смогут проанализировать и сравнить со своими.

Более того, педагог получает возможность с помощью цвета заливки ячейки «оценить» полноту и корректность ответа (об этом в предыдущем посте было подробно написано). Условно приняты цвета: зеленый – правильный ответ, желтый – ответ неполный, красный – ответ не принят… Деятельность становится прозрачной…

Выглядит это примерно так...



Думаю, что это тема требует продолжения... Очень много нюансов. которые хотелось бы обсудить...



воскресенье, 19 июня 2011 г.

Google-документы как инструмент формирующего оценивания

Уважаемые коллеги!
Наверное странно, что мы начинаем этот блог с технологии оценивания... Ведь мы с вами только готовимся к внедрению модели "1 ученик: 1 компьютер", хотя и в гимназии уже есть положительный опыт использования различных сервисов Web 2.0.
При этом в сети уже есть масса публикаций по использованию Google-документов для создания эффективных презентаций, интерактивных рабочих листов, Google-карт, закладок... На сегодняшний день они активно обсуждаются в новом образовательном сообществе. И нам еще предстоит это обсудить тоже...

В этом блоге мы будем акцентировать внимание на методических аспектах этой модели, и именно педагогической целесообразности и практических аспектах использования различных интернет-сервисов в образовательном процессе...

Мы сегодня много говорим о технологиях и методиках формирующего оценивания, когда оценка (не отметка!) ориентирована на выявление образовательных потребностей ученика и его пробелов в знаниях для того, чтобы максимально их удовлетворить и восполнить, а также его достижений, чтобы создать ситуацию успеха для дальнейшего продвижения учащегося…

Для начала посоветую познакомиться с основными технологиями формирующего оценивания...

Как показывает практика (прежде всего, наш опыт работы в программе Intel® «Обучение для будущего»), мы сегодня остро нуждаемся в разработке «арсенала» методик формирующего оценивания. Думаю, что технологии Google представляют широкий спектр инструментальных возможностей для разработки таких методик. Тем более, что многое уже известно…

Что я могу привести в качестве примера из личного опыта? Попробуем его несколько систематизировать. Надеюсь, что эта копилка будет нами пополняться...

Пример 1. Использование Google-таблиц для перекрестного оценивания образовательных продуктов и саморефлексии студентами в ходе проекта «Наше альтернативное будущее» (этапы работы над проектом и содержание заданий отражены в блоге).


Посмотреть таблицу по ссылке…

Заметим, что подобная таблица должна быть открыта для редактирования всем участникам проекта. Именно поэтому на начальном этапе проекта для оптимизации сетевого взаимодействия его участников рекомендуется создать Google-группу. При настройке совместного доступа к документу, указав в качестве "редактора" Google-группу, вы тем самым передадите право на редактирование каждому из ее участников. В этом случае отпадает необходимость в персонификации всех потенциальных редакторов.
Данная методика относится, прежде всего, к технологии организации мониторинга прогресса учащихся. Полезные отзывы и комментарии формулируются не только педагогом, но и самими участниками проекта. С другой стороны, это пример организации саморефлексии, поскольку участники проекта оценивают и собственную деятельность (в ячейке, соответствующей «цвету команды»).

Какие ошибки были нами допущены? И «на какие грабли, не следует наступать»?…

Как показала практика, в подобную таблицу надо обязательно вносить ссылки на образовательные продукты, созданные учащимся или командой. Иначе таблица становится «безликой», не виден сам предмет оценивания (кстати, на первом этапе - это ментальная карта, втором - SWOT-анализ, третьем - лента времени или Google-карта, пятом - фишбоун). Для того, чтобы посмотреть и оценить сами продукты, участники проекта должны перейти на соответствующую страницу блога (указана рядом с названием этапа), найти ссылку на работу группы и перейти на соответствующую страницу, что создает определенные сложности в навигации.

Для сравнения правки внесены для 1 этапа (рядом с названием команды указан URL-адрес созданного командой продукта). Кстати, можно условиться и указывать адреса. например, в комментариях (продублировано для 1 этапа). Но для упрощения навигации удобнее всего для URL-адреса резервировать отдельную ячейку, тогда переход по ссылке будет максимально упрощен (не потребуется копировать адрес в адресную строку браузера). Это буквально видно в следующем примере.

Пример 2. Использование Google-таблиц для мониторинга результатов образовательной деятельности учащегося.

Посмотреть таблицу по ссылке...

В этом случае право на редактирование Google-таблицы принадлежит только преподавателю. Для оценки деятельности учащегосяиспользуется цветовое решение.

Если такую таблицу открыть для редактирования учащимся, то методика применения этого инструмента может измениться. Например, публикуя ссылку, учащиеся проводят самооценку созданного продукта (естественно, что критерии должны быть обозначены). А рядом появляется столбец для оценивания работы преподавателем.

Таблица с внесенными изменениями...

Как видно, оценивание работы преподавателем и учащимся может не совпадать (цвета соответствующих ячеек отличаются). В этом случае, естественно, от преподавателя требуются комментарии...

Можно привести примеры использования Google-таблиц для формирующего оценивания в сетевом проекте "Вчера - сегодня - завтра":

Пример 3. Использование блога в качестве инструмента оценки понимания.

А вот как писали о формирующем оценивании мои студенты… Не судите строго, у них еще нет достаточного опыта…

Думаю, что такие страницы можно считать реализацией технологии проверки понимания фактического материала учащимися, инструментом оценки прогностических навыков и т.п. ...

Пример 4. Использование Google-анкет как инструмента формирующего оценивания.

Этот инструмент, на наш взгляд, достаточно органично может быть использован как на этапе выявления образовательных потребностей учащихся, так и как инструмент стратегии понимания. Естественно, что назначение будет однозначно определяться содержанием вопросов.

Такой инструмент был использован в проекте "Вчера - сегодня - завтра" для самооценки учащихся работы в группе (технология поощрения саморегуляции и сотрудничества) и рефлексии руководителей команд.

Результаты ответов школьников и педагогов - участников проекта позволили организаторам проекта сделать соответствующие выводы:

Думаю, что нам предстоит проанализировать в течение нового учебного года использование этих и других методик формирующего оценивания. В частности, давайте подумаем, как использовать, например, Google-календарь для самоорганизации и саморегуляции деятельности школьников...

Впереди серьезная работа...